И вот вы на леднике. Как ни медленно он движется, пластичности льда не хватает, чтобы следовать всем поворотам и перегибам ложа. Лед разрывается, образуя трещины в местах растяжения, и вздыбливается буграми в местах сжатия.
Наиболее часто встречаются трещины, направленные наискось вверх от краев к середине ледника. Если ложе ледника после узкого места расширяется, появляются продольные трещины. На перегибах образуются поперечные трещины, на наружных краях поворота — радиальные, смыкающиеся к середине ледника. Подгорная трещина образуется в том месте фирнового склона, где крутая верхняя часть, лежащая на скалах, переходит в более пологую. Верхний край ее всегда выше нижнего, иногда на несколько метров, что превращает эту трещину в серьезную преграду на пути к перевалу.
Как правили, трещин меньше ближе к боковому краю ледника.
При резких перегибах ложа и значительных перепадах высот (от десятков до сотен метров) появляются участки хаотического нагромождения разорванного трещинами льда, так называемые ледопады, наиболее трудные и опасные из-за провалов, внезапно обрушивающихся торчащих глыб льда.
Группа должна еще издали наметить маршрут движения по леднику в обход опасных мест, Идти на риск без необходимости не надо, лучше удлинить маршрут. Чтобы не сбиться, важно на каждом очередном участке заранее наметить ориентиры и определить азимуты отдельных отрезков, используя ручьи и речки.
Иногда морены — перемещаемый и откладываемый ледниками обломочный материал с окружающих склонов — препятствуют передвижению в нужном направлении, но чаще служат ориентирами и лучшими маршрутами вдоль ледника.
Основным законом движения по леднику является связка веревкой во время передвижения. Основная задача - избежание скрытых трещин.
Ведущему нужно быть предельно внимательным. Во время средних восхождений идеальной является связка из трех человек посредством верёвки длиной в 50 метров. Чем длиннее веревки между идущими, тем лучше условия для задержки падения в трещину.
Движение вдоль трещин нежелательно.
Из-за трудностей спасательных операций в трещинах для передвижения по леднику рекомендуются две или больше команд в связках, так как отдельная команда в аварийной ситуации может закрепиться, и людям в связке очень тяжело самостоятельно освободиться, чтобы приступить к спасению попавшего в трещину. Однако они не должны идти и очень близко, чтобы не упасть в одну и ту же трещину.